Разработка комплекта дидактического оснащения занятий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по грамматическому строю речи для старшей группы Тема: «Зима»

 Технологическая карта занятия

 

Тема занятия: «Зима»

Образовательная (ые) область(и): речевое развитие, познавательное развитие.

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия (направленность на детей): формирование грамматического строя речи.

Задачи занятия (направленность на детей):

Образовательные: расширить и уточнить представление о зиме.

Развивающие: развивать у детей  речевой слух и фонематическое восприятие, развивать у детей зрительное внимание и восприятие, память, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением в физкультминутках.

Воспитательные: воспитывать желание играть в дидактические игры.

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики занятия):

Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, продолжать учить образовывать прилагательные от существительных, упражнять в словообразовании суффиксальным способом, закреплять умение согласовывать существительное с числительным,прилагательным, глаголом, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Словарная работа: зима, снег, снежинка, снегопад, снеговик, подснежник, снежная, вьюжная, морозная, студеная, холодно, морозно.

Планируемые результаты занятия: в ходе занятия ребенок вспомнит как образовывать прилагательные от существительных, употреблять предложно-падежные конструкции, согласовывать существительные с числительным, прилагательные.

Подготовительная работа: подготовка тех карты занятия, подготовка интерактивного сопровождения

Материалы и оборудование: интерактивное сопровождение занятие.

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

Формируемые целевые ориентиры

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Какое сейчас время года?Правильно!

Сегодня первый день зимы! 

 

 

 

Сегодня утром, мне в окно залетело письмо, давай узнаем от кого оно. Здесь загадка и если мы отгадаем ее, то узнаем кто автор письма. Слушай.

Я тепла не потерплю:

Закручу метели.

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я - (Зима).

 

 

 

 

Словесные (вопросы к ребенку, ответы на вопросы)

Сегодня первый день зимы! Декабрь. Скоро новый год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зима!

Ребенок ответил  навопросы и приготовился на предстоящую работу.

2.

Основной этап

 

 

 

 

 

2.1.

Этап постановки проблемы

 

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Вот от кого это письмо. А еще зима прислала снежинки, а на них интересные игры для вас. Будем играть? 

Что происходит зимой на улице?

Молодец! Правильно! 

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»

Ребята, попробуйтеподобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос "какой ? какая? какое?"

Зима какая? – 

Снег какой ? —

День какой ? -

Ночь какая? — 

Л е д какой ? — 

Снежный ком скорей ловите, на вопрос ответ скажите: без чего не бывает зимы? 

Молодцы! Продолжим играть.

 

 

 

 

 

Словесный(озвучивание проблемной ситуации), наглядный(показ презентации)

Да!

 

Становится холодно, морозно, падает снег, реки и моря покрываются льдом, дни становятся короче, а ночи длиннее.

 

 

 

 

 

 

Холодная, снежная, морозная.

Белый , пушистый , холодный , мягкий , искристый , хрустящий , блестящий .

 

морозный , снежный , солнечны , короткий , ветреный .

 

Длинная, лунная, звездная, снежная, морозная.

 

Холодный , крепкий , прозрачный , хрупкий , тонкий .

 

Без снега, без

мороза, без санок, без горок, безо льда

Заинтересованность ребенка в решении проблемной ситуации 

2.2.

Этап ознакомления с материалом

 

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о…

Дидактическая игра "Интервью"

Расскажите какая зима? 

Если выпало много снега 

если ветер дует….,

если вьюга кружит…., 

если мороз трещит... ,

из-за стужи зиму называют....

Дидактическая игра "Закончи предложение"

Воспитатель начинает, ребенок продолжаетпредложение: "Зимой снег лежит..."

Физкультминутка

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под снегом спит медведь,

согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

(встаем на носочки, руки вверх) (приседаем)

(встаем, руки в стороны) (обхватываем себя руками)

(покачались из стороны в сторону, руки

 

 

 

 

 

Словесный (вопросы к ребенку), наглядный (просмотр картинок на экране), практический (ребенок выполняет физкультминутку)

 

 

 

Зима снежная

зима ветреная

вьюжная зима

морозная зима

студёной.

 

 

 

На деревьях, на кустах, на земле, на крышах домов, на тропинках, на полях, на фонарях, на машинах, на скамейках, на ступеньках, на заборах

Ребенку получены знания о том, что  бывает разная зима, ребенок обогатил словарный запас.

2.3.

Этап практического решения проблемы 

Овладение действиями, способами решения проблемы

А следующая наша игра называется "Назови ласково" (воспитатель говорит слово а ребенок, а отвечает добавляя суффикс). 

Зима - зимушка

Снег - снежок

Мороз - морозец

Лёд - ледок

Холод - холодок

Горка - горочка

Санки - саночки

Снеговик - снеговичок

Дидактическая игра "Добавь словечко"

Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово "снеговик".

Мы решили слепить...(снеговика).

Мы приделали нос - морковку нашему...(снеговику).

Мы показали соседям нашего...(снеговика).

Мы играли с нашим...(снеговиком).

Мы рассказали бабушке о...(снеговике).

Молодец! Ты справился со всеми заданиями.

 

 

Словесный

 

 

 

 

 

Зимушка

Снежок

Морозец

Ледок

Холодок

Горочка

Саночки

Снеговичок

 

 

 

 

 

 

 

Снеговика.

Снеговику.

 

 

Снеговика

 

Снеговиком

 

Снеговике

 

 

 

 

 

Решение проблемной ситуации посредством полученных знаний, ответы на вопросы воспитателя с использованием новых выражений.

3

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Как много игр предложила нам Матушка Зима. Как хорошо, что нам пришло такое замечательное письмо. Мы сегодня не только поиграли, но и многому научились. Какие игры тебе больше всего понравились? Какое самое легкое задание было для тебя? А какое задание самое сложное? Я уверена, что со все трудности тыпреодолеешь, если будешьвнимательным и любознательным.

Словесный (вопросы к ребенку, обобщение результатов занятия)

Дети отвечают на вопросы педагога.

Дети правильно ответили на вопросы воспитателя и с помощью воспитателя подвели итог занятия.

 

 

23 марта 2021 в 09:30

Прикреплённые файлы:

Документ: Конспект занятия по грамматическому строю речи для старшей группы Тема: «Зима»

Описание файла:

Файл называется: konspekt-zanjatija-po-gramaticheskomu-stroyu-rechi-str-grupa_vnvn1.docx

Это официальный файл организации «Разработка комплекта дидактического оснащения занятий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста», в нём содержится Конспект занятия по грамматическому строю речи для старшей группы Тема: «Зима».

Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.