Технологическая карта занятия.
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Тема занятия: «Елка».
Возрастная группа: старшая.
Цель занятия: научить детей рассказывать стихотворение А.Л. Барто «Елка»
Задачи занятия:
Образовательные:
познакомить со стихотворением А.Л. Барто «Елка»;
учить детей выразительно читать наизусть стихотворение с использованием приемов мнемотехники;
обогащать словарь детей новыми словами («примолкли», «пусть не гаснет елка», «горит»);
Развивающие:
• продолжать развивать интерес к художественной литературе;
• развивать монологическую и диалогическую форму речи;
• развивать зрительную и слуховую память.
Воспитательные:
- Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, воспитывать умение слушать стихотворения;воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Словарная работа: «примолкли», «пусть не гаснет елка», «горит»
Планируемые результаты занятия: выразительно читать наизусть стихотворение с помощью мнемотаблицы.
Подготовительная работа: подготовка технологической карты занятия, создание интерактивного сопровождения.
Материалы и оборудование: презентация PowerPoint.
№ |
Этапы, продолжительность. |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы и приемы |
Предполагаемая деятельность детей |
Планируемые результаты |
1. |
Организационно- мотивационный этап. |
Настроиться на предстоящее занятие; показ картинок, вопросы по ним; проведение беседы; прочтение стихотворения |
Читаю ребенку стихотворение и тем самым, собираю внимание ребенка. Включаю презентацию. |
Словесные; наглядные (презентация). |
Разглядывает картинки в презентации, участвует в беседе. |
Акцентирование внимания на занятие. |
2. |
Основной этап. |
2.1. |
Этап постановки проблемы |
Услышать и осознать поставленную проблему |
Ставлю перед ребёнком проблемный вопрос:“ Как ты думаешь зачем нужна елка?
Объяснение: елка нужна чтоб знать что уже приближается новый год, скоро будет праздник, подарки от деда мороза. |
Словесный (озвучивание проблемной ситуации)
Наглядный (презентация) |
Ребенок осознал поставленную ситуацию, в ходе объяснения. |
Заинтересованность ребенка в решении проблемной ситуации. |
2.2. |
Этап восприятия материала. |
Выполнить игровые упражнения, ответить на вопросы. |
- Предлагаю ребёнку поиграть в дидактическую игру«Назови ласково»,представленные в презентации иответить на вопросы. |
Словесный (речь воспитателя)
Наглядный (презентация) |
Ребенок внимательно слушает сюжет игрового упражнения и отвечает на вопросы. |
Активное участие в выполнении игровых упражнений. |
2.3. |
Этап практического решения проблемы. |
Решить проблемную ситуацию при помощи заучивание стихотворения |
Стихотворения «Елка»
«Физкультминутка»
Гимнастика для глаз |
Словесный (вопросы, ответы)
Наглядный (презентация) |
Ребенок решает проблемную ситуацию выполнением задания, отвечает на вопросы воспитателя. |
Решение проблемной ситуации посредством выполнения задания |
3. |
Заключительный этап. |
Ответить на вопросы воспитателя
Подвести итоги занятия
Рефлексия |
Я подвожу итогизанятия при помощи вопросов. |
Словесный (вопросы, ответы обобщения) |
Ребенок отвечает на мои вопросы. |
Ребенок правильно отвечает на вопросы, и мы подводим итоги занятия. |
Вводная часть:
- Я знаю об одной поэтессе, которую зовут Агния Львовна Барто.
Воспитатель показывает портрет А.Л. Барто на экране
- Поэтесса, как и поэт, пишет стихотворения. Агния Львовна Барто написала для вас, и других детей много интересных стихотворений про игрушки, животных, детей, и даже некоторые из них посвятила новогоднему празднику.
- Вам бы хотелось послушать одно из таких стихотворений?
Прежде чем начнем слушать стихотворение давайте поиграем в одну игру.игра называется «Назови ласково»
- Я буду называть слово, а ты будешь говорить ласково.
Зима - зимушка
Снег – снежок
Елка - Елочка
Мороз - морозец
Лёд - ледок
Холод - холодок
Горка - горочка
Санки - саночки
Снеговик – снеговичок.
Основная часть:
- Стихотворение называется «Елка».
- Ребята, давайте с вами договоримся, что мы будем хорошими слушателями, не будем баловаться и шуметь.
Воспитатель читает стихотворение:
Встали девочки в кружок
Встали мальчики в кружок,
Встали и примолкли.
Дед Мороз огни зажег
На высокой елке.
На верху звезда,
Бусы в два ряда.
Пусть не гаснет елка,
Пусть горит всегда!
2.2. Работа над текстом
- Вам понравилось стихотворение?
Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением
- Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением
(это стихотворение о елке, о том, как Дед Мороз наряжал елку)
- Это стихотворение написала Агния Львовна Барто.
- Как вы думаете, что обозначает слово «примолкли» в стихотворении?
Воспитатель выслушивает ответы детей
- Это обозначает, что девочки и мальчики стояли молча, ничего не говорили.
- А как вы понимаете слова «пусть не гаснет елка»?
Воспитатель выслушивает ответы детей
- Эти слова обозначают, то что девочки и мальчики в стихотворении хотят, чтобы елка не переставала светить.
- А как вы думаете, что обозначает слово «горит» в строчке стихотворения «Пусть горит всегда»?
Воспитатель выслушивает ответы детей
- Оно обозначает, что девочки и мальчики в стихотворении хотят, чтобы елка всегда светила.
- Что сделали девочки и мальчики, когда встали в кружок?
(примолкли)
- Кто огни зажег?
(Дед Мороз)
- На какой елке Дед Мороз огни зажег?
(на высокой)
- Что было на верху елки?
(звезда)
- В сколько рядов бусы?
(в 2 ряда)
Физминутка
Воспитатель предлагает детям выйти на ковер, встать в свободном порядке
- А сейчас я предлагаю вам немного размяться.
Воспитатель показывает детям движения в соответствии со стихотворением
Встали девочки в кружок (девочки встают в круг)
Встали мальчики в кружок, (мальчики встают в круг)
Встали и примолкли. (наклон вперед, указательный палец поднести к губам)
Дед Мороз огни зажег (руки внизу, руки в стороны, руки к плечам, руки вверх)
На высокой елке. (встать на носки, тянуть руки вверх)
На верху звезда, (прыжок, руки и ноги в стороны)
Бусы в два ряда. (наклоны влево, вправо)
Пусть не гаснет елка, (прыжки на месте)
Пусть горит всегда! (шаг на месте)
2.3. Организация повторного восприятия с установкой на запоминание
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики
- Дети, сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение и постараться его запомнить. А помогут вам в этом картинки. (мнемотаблица)
2.4. Выразительное чтение детей
-Перед чтением стихотворения, я предлагаю вам размять наши губы.
Воспитатель проводит артикуляционною гимнастику. Сначала показывает сам, затем выполняет вместе с детьми
1. «Лягушка». Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5.
2. «Хоботок». Зубы сомкнуть, губы вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5.
3. «Сдуй снежинку». Прямая ладонь поднята на уровень рта (расстояние от губ 10-15 см.). Плавно выдыхая через «хоботок», сдуть снежинку с ладони.
- Как мы хорошо с вами размяли губы, а теперь давайте договоримся, чтокогда кто-то будет читать стихотворение, другие ребята, не будут шуметь и отвлекаться, потому что тому, кто читает стихотворение может быть не приятно. Договорились?
- Кто бы хотел попробовать прочитать стихотворение Агнии Барто «Елка» по картинкам?
Воспитатель слушает чтение стихотворения нескольких детей, предлагает всем вместе (каждый по одной строчке) прочитать стихотворение, затем в последнюю очередь сам читает стихотворение
- Дети, мне так понравилось это стихотворение, вы не против если, и я его прочитаю?
Воспитатель читает стихотворение
Заключительная часть:
- Ребята, как называлось стихотворение, которое мы с вами сегодня читали?
Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением
(стихотворение называется «Елка»)
- Какие вы все молодцы! «Елка».
Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением
- А кто его написал?
Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением
(стихотворение написала Агния Львовна Барто)
- Вам понравилось читать стихотворение по картинкам?
Воспитатель выслушивает ответы детей
- А сейчас, если захотите, то можете собственными руками сделать новогоднюю елку из бумаги к стихотворению Агнии Львовны Барто «Елка», и устроить в группе выставку.