Разработка комплекта дидактического оснащения занятий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушке» для старшей группы

Технологическая карта занятия

 

Тема занятия: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Образовательная (ые) область(и): речевое развитие.

Возрастная группа: старшая  группа

Цель занятия (направленность на детей): формировать умение составлять рассказ-описание по игрушке с использованием схемы.

Задачи занятия (направленность на детей):

Образовательные: совершенствовать умения описывать предмет по образцу

Развивающие: развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.

Воспитательные: воспитывать желание аккуратно относиться к игрушкам.

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики занятия):

Словарная работа: машина, медвежонок, кукла, мяч, пушистый, большой, маленький, пластмассовый, круг, квадрат, треугольник.

Планируемые результаты занятия: уметь составлять рассказ с помощью мнемотаблицы.

Подготовительная работа: подготовка тех карты занятия, подготовка интерактивного сопровождения.

Материалы и оборудование: презентация

 

 

 


Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

Формируемые целевые ориентиры

1.

Организационно-мотивационный этап

Отгадать загадки. Настроить на предстоящее занятие.

Загадываю ребенку загадки и тем самым, собираю внимание на предстоящую работу. Включаю презентацию.

Словесные (загадывание загадок и отгадывание загадок)

Ребенок слушает внимательно и готовится, настраивается на предстоящую деятельность.

Отгадал ребенок загадки и настроился на работу.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Услышать и понять проблемную ситуацию

Поставила проблему, научить Мишку правильно играть с игрушками.

Словесные (озвучивание проблемной ситуации)

Наглядный (презентация)

Ребенок услышал и понял проблемную ситуацию и проявил желание помочь в решении.

В итоге ребенок заинтересован в решение проблемы.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Внимательно рассмотреть схему, по которой можно правильно рассказать про игрушку

Объяснить суть схемы и как она работает.

Словесный (объяснение воспитателя)

Наглядный (презентация)

Ребенок вместе с воспитателем смотрит внимательно на схему

Готовность ребенка работать по схеме

2.3.

Этап практического решения проблемы

Решить проблемную ситуацию при помощи выполнения заданий

Задание: 

«Расскажи какие»

«Что из чего»

«Расскажи сам»

Провести физкультминутку

Гимнастика для пальцев

Гимнастика для глаз

Словесный (вопросы, ответы)

Наглядный (презентация)

Ребенок решает проблемную ситуацию с помощью заданий, отвечает на вопросы воспитателя.

Решение проблемной ситуации посредством выполнения заданий.

3

Заключительный этап

Ответить на вопросы воспитателя, подвести итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель подводит итог занятия при помощи вопросов.

Словесный (вопросы, ответы, обобщения)

Ребенок отвечает на вопросы воспитателя

Ребенок правильно отвечает на поставленные вопросы с помощью воспитателя.


Ход занятия.

В. : Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей. Давайте пригласим Мишкиных гостей. Приготовьте левую ладошку и средний палец правой руки. Вместе со мной повторяем слова и показываем

Сорока, сорока Сорока-белобока, Кашу варила,

На порог скакала, Гостей скликала.

В. : Как скликала, звала гостей сорока? (Приходите к нам, милости просим) . В. : Как еще можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас) .

В. : Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим:

«Мишка, а почему гости спрятались? ».


В. : Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте. Загадываю загадки:

Зверь забавный, Сшит из плюша

Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Плюшевый мишка) .

 

 

Ростом мал, да удал, От меня он ускакал. Хоть надут он всегда –

С ним не скучно никогда. (Мяч) . Не летит, не жужжит жук

А по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина) . Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. (Кукла)  

 

В. : Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? (Мишка, машина, мяч, кукла) .

В. : Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки).

В. : Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет чтоб вы ему объяснили как с ними играть.

Поможем Мишке? (Да) .

В. : Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (Задаю вопросы по схеме) .

«Расскажи какие, что из чего»

В. : По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие) . В. : По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные) .

В. : По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие) .

В. : У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса.

В. : Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые) .

Из железа? (Железные) .


Из дерева? (Деревянные) .

Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые.

В. : Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать) .

В. : Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

В. : Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

Рассказ воспитателя.

«Кукла»:

«Это —кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша — игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно».

В. : Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть.

Провожу физминутку.

 

В. : Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы) . В. : Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

 

В. : Ребята, а давайте еще поиграем с Мишкой и его игрушками. Внимательно посмотрите, как сидят игрушки? (Машина, пирамидка, кукла, мяч мишка) .

В. : Кто сидит рядом с куклой? (Мяч и мишка) .

В. : Кто находится между мишкой и куклой? Мяч) . В. : Кто сидит слева от мячика? (Кукла) .

В. : Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать? (Убирать игрушки на место) .

В. : Ребята, давайте Мишке расскажем стихотворения про игрушки.

С детьми рассказываем стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами.».

В. : Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места. На этом наше занятие закончилось.

23 марта 2021 в 20:15

Прикреплённые файлы:

Документ: Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушке» для старшей группы

Описание файла:

Файл называется: konspekt-zanjatija-raskazyvanie-po-igrushke-dlja-str-grupy_1vpv9.docx

Это официальный файл организации «Разработка комплекта дидактического оснащения занятий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста», в нём содержится Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушке» для старшей группы.

Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.