Разработка комплекта дидактического оснащения занятий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия для старшей группы по звуковой культуре речи. Звуки «с» и «ш».

Технологическая карта занятия

 

Тема занятия: «Письмо от Незнайке»

Образовательная (ые) область(и): познавательное развитие, речевое развитие

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: изучение слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове.

Задачи занятия:

Образовательные:

• Учить детей различать на слух и правильно произносить звуки "с" и "ш" в словах, слогах и предложениях. 

· Учить детей отвечать правильно на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.

• Развивать навык звукового анализа.

Развивающие:

• Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.

• Развивать графические навыки и мелкую моторику рук

• Развивать артикуляционный аппарат

Воспитательные:

• Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.

• Воспитывать внимание и культуру речевого общения.

• Воспитывать желание помогать

Словарная работа: брусок, полозка, ликует

Планируемые результаты занятия: в ходе занятия ребенок учится правильно различать звуки "с" и "ш" на слух, правильно произносить их в словах, слогах и предложениях.

Подготовительная работа: подготовка тех карты занятия, подготовка интерактивного сопровождения

Материалы и оборудование: интерактивное сопровождение занятия (интерактивная игра, презентация, технологическая карта)

 

 

 

 

Этапы,

продолжительность

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Здравствуй, Даниил, вчера, когда мы с тобой познакомились и поговорили, потом мне написал Незнайка о том, что ему очень нужна наша помощь. А помочь в чем, давай узнаем с тобой.

Давайте послушаем какая у него просьба.

Активизированное внимание детей, настрой на занятие.

2.

Основной этап

2.1.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Давай я прочитаю письмо, которое отправил Незнайка.

Зачитываю послание:

«Здравствуй! пишу я тебе с просьбой о помощи. Мои друзья, Кузя и Майя, дали мне задания, чтобы я выучил два звука [с] и [ш], а я совсем запутался в них. Мне очень хочется разобраться, и прошу тебе помочь мне с этим. Задания, которые надо сделать лежат в конверте. Их я оставил у воспитателя. Помоги мне, пожалуйста. Заранее тебя я благодарю».

-Даниил ты готов помочь Незнайке? Давай приступим за дело.

Да!

Поставлена проблема помочь «Незнайке»

2.2.

Этап проектирования решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

Перед тем как мы начнем выполнять задание, давай проверим как звучат звуки «с» и «ш». Нам необходимо нашу ладонь раскрыть и приложить ее на подбородок и произнести определенный звук «с».

Даниил, когда ты произносишь звук «с» какой ветер дует? Молодец у тебя хорошо получается!

Давай теперь произнесем звук «ш». Какой ветер дует, когда ты произносишь звук «ш»? Молодец у тебя хорошо получилось!

Давай начнем выполнять задание!

Открываем 1 конверт.

На картинках изображены артикуляционные упражнения нам с тобой их надо выполнить. Заборчик, трубочка, часики, качели, грибок.

Отлично, молодец! Ты справился с первым заданием.

Открываем 2 конверт.

Задание заключается в том, что тебе надо определить звуки «с» и «ш» на слух. Если в слове есть звук «с», ты хлопаешь в ладоши, если звук «ш» сжимаешь пальчики в кулачки. Слушай внимательно: сумка, гуашь, капуста, шашки, машина, сосиска, масло, малыш, карандаш, нос, космос.

-Молодец, ты справился и со вторым заданием.

 

Ссссссс……..

Дует холодный ветер!

Шшшшшш…..

Дует теплый ветер!

Ребенок выполняет упражнения по картинке.

Ребенок выполняет упражнения на слух и определяет какой звук и говорит почему именно этот.

Закрепление произношения звука «С» и «Ш».

Подготовка ребенка к практической части решения проблемы (артикуляционное упражнения).

Практическое решение проблемы: отличие звука «с» от звука «ш» на слух.

2.3.

Этап самостоятельного применения нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

3 конверт.

А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.

СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.

Усь- Усь-Усь- на лугу пасется гусь.

Ши-Ши-Ши – любят сказки малыши

ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.

Теперь произнеси предложения тихо чтоб нас никто не услышал, а теперь произнеси громко чтоб нас все услышали.

Молодец!

Последнее задание, которое точно поможет Незнайке запомнить звуки «с» и «ш».

«Доскажи словечко»

Незнайка написал стихотворение, но не хватает слов, давай поможем ему, а помогут в этом нам картинки.

· Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набил я планки. (скрепление)

Дайте снег! Готовы… (санки).

· Банан на пальме – для мартышки,

А на сосне для белки …(шишки)

· С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые …(снежинки)

· Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …(шары)

Вот мы с тобой выполнили все задания! Незнайка написал нам еще одно письмо. Незнайка - Даниил, спасибо тебе большое. Ты выполнил все задания и помог мне. Теперь я никогда не перепутаю звуки [С] и [Ш]. До свидания!

СА-СА-СА-…….

СУ-СУ-СУ……

ШИ-ШИ-ШИ…..

ШО-ШО-ШО……

Также ребенок произносит предложения тихо, громко.

Ребенок отгадывает каких слов не хватает в стихотворении.

Санки!

Шашки!

Снежинки!

Шары!

Разучивание чистоговорки. Разучивание стихов.

3

Заключительный этап (рефлексия)

Скажите, какие звуки мы сегодня учились произносить?

Произнеси звук Ш еще раз. Как расположены твои губы? А зубы видны?

-А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?

Спасибо тебе, ты справился со всеми заданиями и помог Незнайке.

Скажи пожалуйста, какое задание было для тебя самым легким, а какое самым трудным?

Звук «с» и «ш».

Нет не видны. Губы расположены в виде улыбки.

Да видны. Губы расположены в виде трубочки.

Все задания понравились.

Подведение итогов, рефлексия, обратная связь

18 апреля 2021 в 20:04

Прикреплённые файлы:

Документ: Конспект занятия для старшей группы по звуковой культуре речи. Звуки «с» и «ш».

Описание файла:

Файл называется: konspekt-zanjatija-po-zvukovoi-kulture-rechi-str-gr1_9qcg9.docx

Это официальный файл организации «Разработка комплекта дидактического оснащения занятий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста», в нём содержится Конспект занятия для старшей группы по звуковой культуре речи. Звуки «с» и «ш»..

Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.