Технологическая карта занятия
Тема занятия: «Письмо от Незнайке»
Образовательная (ые) область(и): познавательное развитие, речевое развитие
Возрастная группа: старшая группа
Цель занятия: изучение слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове.
Задачи занятия:
Образовательные:
• Учить детей различать на слух и правильно произносить звуки "с" и "ш" в словах, слогах и предложениях.
· Учить детей отвечать правильно на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
• Развивать навык звукового анализа.
Развивающие:
• Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
• Развивать графические навыки и мелкую моторику рук
• Развивать артикуляционный аппарат
Воспитательные:
• Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.
• Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
• Воспитывать желание помогать
Словарная работа: брусок, полозка, ликует
Планируемые результаты занятия: в ходе занятия ребенок учится правильно различать звуки "с" и "ш" на слух, правильно произносить их в словах, слогах и предложениях.
Подготовительная работа: подготовка тех карты занятия, подготовка интерактивного сопровождения
Материалы и оборудование: интерактивное сопровождение занятия (интерактивная игра, презентация, технологическая карта)
№ |
Этапы,
продолжительность |
Деятельность педагога |
Предполагаемая деятельность детей |
Планируемые результаты |
1. |
Организационно-мотивационный этап |
Здравствуй, Даниил, вчера, когда мы с тобой познакомились и поговорили, потом мне написал Незнайка о том, что ему очень нужна наша помощь. А помочь в чем, давай узнаем с тобой. |
Давайте послушаем какая у него просьба. |
Активизированное внимание детей, настрой на занятие. |
2. |
Основной этап |
|
|
|
2.1. |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия |
Давай я прочитаю письмо, которое отправил Незнайка.
Зачитываю послание:
«Здравствуй! пишу я тебе с просьбой о помощи. Мои друзья, Кузя и Майя, дали мне задания, чтобы я выучил два звука [с] и [ш], а я совсем запутался в них. Мне очень хочется разобраться, и прошу тебе помочь мне с этим. Задания, которые надо сделать лежат в конверте. Их я оставил у воспитателя. Помоги мне, пожалуйста. Заранее тебя я благодарю».
-Даниил ты готов помочь Незнайке? Давай приступим за дело. |
Да! |
Поставлена проблема помочь «Незнайке» |
2.2. |
Этап проектирования решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД |
Перед тем как мы начнем выполнять задание, давай проверим как звучат звуки «с» и «ш». Нам необходимо нашу ладонь раскрыть и приложить ее на подбородок и произнести определенный звук «с».
Даниил, когда ты произносишь звук «с» какой ветер дует? Молодец у тебя хорошо получается!
Давай теперь произнесем звук «ш». Какой ветер дует, когда ты произносишь звук «ш»? Молодец у тебя хорошо получилось!
Давай начнем выполнять задание!
Открываем 1 конверт.
На картинках изображены артикуляционные упражнения нам с тобой их надо выполнить. Заборчик, трубочка, часики, качели, грибок.
Отлично, молодец! Ты справился с первым заданием.
Открываем 2 конверт.
Задание заключается в том, что тебе надо определить звуки «с» и «ш» на слух. Если в слове есть звук «с», ты хлопаешь в ладоши, если звук «ш» сжимаешь пальчики в кулачки. Слушай внимательно: сумка, гуашь, капуста, шашки, машина, сосиска, масло, малыш, карандаш, нос, космос.
-Молодец, ты справился и со вторым заданием.
|
Ссссссс……..
Дует холодный ветер!
Шшшшшш…..
Дует теплый ветер!
Ребенок выполняет упражнения по картинке.
Ребенок выполняет упражнения на слух и определяет какой звук и говорит почему именно этот. |
Закрепление произношения звука «С» и «Ш».
Подготовка ребенка к практической части решения проблемы (артикуляционное упражнения).
Практическое решение проблемы: отличие звука «с» от звука «ш» на слух. |
2.3. |
Этап самостоятельного применения нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) |
3 конверт.
А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно.
СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.
СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.
Усь- Усь-Усь- на лугу пасется гусь.
Ши-Ши-Ши – любят сказки малыши
ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.
Теперь произнеси предложения тихо чтоб нас никто не услышал, а теперь произнеси громко чтоб нас все услышали.
Молодец!
Последнее задание, которое точно поможет Незнайке запомнить звуки «с» и «ш».
«Доскажи словечко»
Незнайка написал стихотворение, но не хватает слов, давай поможем ему, а помогут в этом нам картинки.
· Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки. (скрепление)
Дайте снег! Готовы… (санки).
· Банан на пальме – для мартышки,
А на сосне для белки …(шишки)
· С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые …(снежинки)
· Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …(шары)
Вот мы с тобой выполнили все задания! Незнайка написал нам еще одно письмо. Незнайка - Даниил, спасибо тебе большое. Ты выполнил все задания и помог мне. Теперь я никогда не перепутаю звуки [С] и [Ш]. До свидания! |
СА-СА-СА-…….
СУ-СУ-СУ……
ШИ-ШИ-ШИ…..
ШО-ШО-ШО……
Также ребенок произносит предложения тихо, громко.
Ребенок отгадывает каких слов не хватает в стихотворении.
Санки!
Шашки!
Снежинки!
Шары! |
Разучивание чистоговорки. Разучивание стихов. |
3 |
Заключительный этап (рефлексия) |
Скажите, какие звуки мы сегодня учились произносить?
Произнеси звук Ш еще раз. Как расположены твои губы? А зубы видны?
-А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?
Спасибо тебе, ты справился со всеми заданиями и помог Незнайке.
Скажи пожалуйста, какое задание было для тебя самым легким, а какое самым трудным? |
Звук «с» и «ш».
Нет не видны. Губы расположены в виде улыбки.
Да видны. Губы расположены в виде трубочки.
Все задания понравились. |
Подведение итогов, рефлексия, обратная связь |